
Семь дней, предшествующих празднику Троицы принято называть Зелеными святками. Весь этот недельный праздничный комплекс праздновался славянами задолго до Крещения Руси, осуществленного князем киевским Владимиром Святославовичем в конце X века.
Праздничные Зеленые святки одни из многочисленных языческих праздников древних славян, к которым приурочили православные церковные праздники. Сделали это не случайно, таким способом церковь пыталась придать языческим праздникам новое христианское звучание. Получились некие гибриды, где древние обрядовые песнопения, гадания и игрища переплелись с церковными службами.
Каковы языческие каноны празднования зеленых святок
В старину эта неделя называлась Русальной. В четверг этой недели праздновался Семик – день поминовения «заложных» покойников. Считалось, что тот, кто умер рано и не своей смертью (а именно они и были «заложными»), привязаны к земле и остаются жить на ней духами, чаще всего, нечистыми:
- это русалки и мавки – утопленницы;
- домовые и лешии – души умерших от болезней и казней.
У древних славян их поминали отдельно от предков, принявших мирную кончину. А поскольку, таковых каждом роду было немало, этот день почитался всеми без исключения. К слову сказать, «заложных» покойников запрещалось поминать в любые другие дни. Потому и считалось, что все духи в этот день слетались к людским поселениям, чтобы получить свою толику памяти и любви.
Семик назывался по-разному в различных регионах России:
- Мавский Велик день или просто Велик день в Новгородской губернии;
- Навская Троица – Южно-Русское Полесье;
- Рипей – в Азове;
- Тюльпа и Киселев день в Белоруссии;
- Великоденный четверг – на Украине.
Жители Вятки, например, вообще считали этот день, днем поминовения утопленников. Обязательной была поминальная обрядовая трапеза с киселем, блинами и пирогами.
Троицкая суббота – день поминовения родителей, этот день посвящен памяти всех душ, позже в христианстве добавилось слово – верных. До сих пор во многих областях считается самым главным поминальным днем.
Ритуалы и обряды Троицко-семицкого обрядового цикла
На эту неделю помимо поминовения душ усопших припадают еще немало обрядов и ритуалов полу-христианского — полуязыческого характера:
- Один из древних обрядов – посвящение девочек в девушки, так называемая инициация, пройдя которую, девочка была допущена к игрищам и гуляниям со взрослыми девицами и парнями. После этой инициации девочку переодевали во взрослое платье, по-иному причесывали голову, и всем было ясно, что это уже не «пигалица», а девица на выданье. Происходило это, как правило, в Троицкую Седьмицу. С замиранием сердца ждала девочка-подросток этого дня.
- Обряд кумления тоже проводили в Русалочью неделю. В основном в этом обряде участвовали девушки и молодые женщины, у которых еще не было детей. Они обменивались венками, иногда предметами туалета и становились близкими, как бы сестрами, но называли друг друга кумой. Так что обряд кумовства, который теперь связан с крещением младенцев, имеет более глубокие корни, уходящие в седую языческую старину. Кумится могли даже мужчины, но это случалось реже, чем в женской среде.
- Украшение березового деревца, называлось оно троицким деревцом. Молодую березку срубали, украшали ее лентами, бусами, венками из полевых цветов и устанавливали в центре села, возле дома или даже в доме. Вокруг нее водили хороводы, пели обрядовые песни. В некоторых губерниях березку обряжали в женское платье и «водили» по дворам, распевая песни и выпрашивая у хозяев снедь. Толпа ряженых водила ряженую березку по всему селу, и никто не мог отказать в гостинцах этой шумной толпе. А в последний день недели ее раздевали и выбрасывали в реку. Береза считалась магическим деревом и была символом плодородия.
Приметы в Русальную неделю
С этой неделе связано столько ритуалов и поверий христианского и языческого характера, что все и не перечесть, но на некоторых стоит заострить внимание:
- В Духов День, то есть на 51 день после Пасхи примечали погоду. Считалось, что еще 6 недель будет держаться точно такая же погода, как в этот день. В этот день нельзя нарушать покой земли, никаких полевых и огородных работ. Очень приветствуются пикники в этот день. Есть на природе, отдавая дань уважения земле, поливая ее вином или пивом – выпрашивать у земли хороший урожай по осени.
- Нельзя в Троицкую седьмицу купаться в открытых водоемах, велик риск утонуть. Говорят, что русалки и водяные в такие дни особенно активны и пополняют свои ряды за счет новых утопленников.
- Вся эта неделя считается поминальной, потому походы на кладбище считаются делом благим, потому что души всех усопших отпускаются на землю, чтобы увидеть своих родных. Внимание живых будет им очень приятно.
- Говорят, что если в эту неделю вы слышите странные звуки у водоемов, то прокричите – «нарекаю вам имя — Иван и Марья». Так вы спасете две русалочьи души, которые получив имена, получают и покровительство ангелов.
- Очень полезно троицкую зелень освятить в церкви, а потом использовать в лечебных целях круглый год.
- В ночь перед Троицей, незамужние девушки и женщины кладут под подушки березовые веточки, чтобы приснился суженый.
- Считается, что свадьба на Троицу принесет молодым счастье и достаток.
- Отправляясь на Троицу в церковь, обязательно возьмите с собой пучок мяты. Ее присутствие на службе делает ее заговоренной. При бессоннице она поможет вернуть крепкий сон, если положить ее под подушку. Носить листики такой мяты в кошельке – значит приумножить его содержимое в разы.
- А чабрец, или, как его называют в народе, богородицкая трава, отстояв с вами службу, поможет вам обзавестись потомством, если с этим есть какие-нибудь проблемы. Достаточно добавлять эту травку в чаи и беременность не заставит себя долго ждать.
Вот такая она, Троицкая Седьмица, полная сакрального смыла неделя перед Троицей.