
На данный момент в нашей жизни есть обширный спектр научных течений, которые стараются понять и определить, что такое познание. Его бегло рассматривают в социологии, в отрасли науковедения, в когнитивной психологии. Но, информации настолько мало, что становится трудно найти точное определение и понимание такого интересного учения.

Познание — это некий алгоритм, по которому мы получаем интересующие нас знания.
Познание — это больше чем наука или философия
Есть единственный раздел философии, под названием гносеология (дословно с гр. Gnosis и logos знание, учение), в котором широко рассматривается такое направление, которое называют познанием. Познание — это не просто изучение и получение знаний, а целая наука, а стремление человека к попытке понять и объяснить, самую мельчайшую деталь мироздания. Все предположения и догадки основываются на рациональном видении окружающего мира. Его устройство, понимание и осознание, даже, на духовном или ментальном уровне.
Совокупность информации путем познания мира человеком, стало фундаментом для развития цивилизации. Дальнейшее развитие человечества будет зависеть, только, от качества и глубины познания нашего мира.

Первые упоминания и основное значение
Впервые об этой теории упомянул когда-то Платон. Он высказал собственное субъективное суждение, что познание — это получение всех знаний об окружающем мире, а также всех его процессов и явлений.
Сегодня же понимание имеет более широкое определение. Считается что познание — это действия, приемы, а также методы, при помощи которых удается собирать всю истинную информацию о мире, где мы живем.
Познание включает в себя различные методы и мероприятия, позволяющие всецело получать и сохранять информацию обо всех возможных явлениях нашей планеты, солнечной системы, галактик и т.д.

5 самых важных составляющих, на которых базируется изучение
Структурная составляющая, которая позволяет изучать окружающий мир и собирать всю возможную информацию, выглядит, таким образом. Здесь есть 5 главных компонентов, а именно:
- Субъект процесса — это то-лицо, которое предпринимает все возможные попытки для объемного получения информации. То есть человек, который интересуется чем-то с целью получения знаний или информации, является субъектом познания;
- Объект изучения и познания – это то, чем интересуется субъект. Его действия и попытки, что должны привести нас к пониманию чего-либо. Другими словами — это процесс познавательной деятельности;
- Мотивы познания — проще говоря, это обоснование и пояснение того, для чего мы проводим изучение и сбор данных. Мотивы могут рассматриваться как с практической, так и с теоретической точки зрения;
- Практический мотив стимулирует субъекта постоянно получать, а потом изучать новые знания, чтобы потом их использовать в образовательных целях. Это необходимо для обучения новых поколений и развитию прогресса;
- Теоретический мотив служит, по большей мере, для саморазвития и получения информации, уже изученной, другим субъектом, информации;
- Цель, что преследуется в процессе познавательного процесса — получение качественной, истинной информации об окружающем нас мире, а также понимание и объективное суждение устройства нашей реальности в любых её проявлениях;
- Результат деятельности — это и есть усвоенная и обоснованная информация о процессах, и явлений разного происхождения. Первая информация постигалась путем опытов и наблюдений. Например, если ребенок возьмет простой лист бумаги, и во время его любопытства и взаимодействия, приложив немного усилий, малыш разорвет этот лист на две части. Полученная информация, в таком случае, будет свидетельствовать о том, что бумагу очень просто разорвать. Таким образом, будет сформировано понимание того, что бумажные объекты можно без труда уничтожить, разорвав их на отдельные части.
Исходя из всего объема информации, мы получаем следующий вывод: познание — это обширная совокупность различных видов деятельности в одном определении.

Существует две формы познания — рациональное и чувственное проявления
Как известно, есть два основных уровня познания, которая проявляется в чувственной или рациональной форме. То есть, во время изучения окружающей среды, мы представляем ее в собственных мыслях, или же чувствуем и воспринимаем своими органами чувств.
Чтобы внести ясность в эти понятия, давайте подробнее рассмотрим обе формы познания в деталях.
Чувственное познание
Это начальная стадия изучения и осознания окружающего мира. Мы в первую очередь получаем все данные благодаря своим органам чувств, их у нас пять, это: глаза, уши, нос, кожа и язык.
С помощью глаз, мы можем видеть объекты, которые находятся в поле нашего зрения. Уши позволяют ориентироваться в пространстве при помощи слуховых рецепторов. Запахи мы различаем благодаря носу. Почувствовать плотность объекта и его материальность, можно дотронувшись до него. И на конец, вкусовые качества пищи, мы воспринимаем языком. Все эти органы предназначены не только в познавательных целях, но еще они нужны для правильной работы инстинкта самосохранения. Читайте подробнее о том, какие бывают чувства и сколь органов чувств у человека на самом деле?

Использование чувств, в качестве инструмента для познания мира, состоят из трех параметров:
- ощущение – это прямое воздействие внешнего раздражителя на наши рецепторы (сенсоры). Когда мы чувствуем и понимаем взаимодействие с окружающей средой, внешний раздражитель действует на определенный орган, и дальше поступает импульс в головной мозг человека, и он анализирует полученную информацию;
- восприятие – это понимание и различие объектов по форме, вкусовым качествам, отличие горячего и холодного и так далее;
- представление – это виденье воображаемой картинки, которая сохраняется в нашей памяти. Сознание не позволяет передать полную информацию со всех органов чувств, но общие данные мы можем проанализировать и дать рациональную оценку исследуемого объекта.

Рациональное познание
Эта способность, которая дает нам возможность исследовать данные, только при помощи разума. Такое познание основано на абстрактном представлении нашего мышления, оно состоит из трех параметров, а именно:
- понимание – мысль, которая отображает в нашем сознании картинку с известными параметрами. Так мы представляем и воображаем что-либо;
- суждение – оценка обстоятельств и отношение их друг к другу. Позволяет нам утверждать или отрицать что-то;
- умозаключение – общая оценочная характеристика и формирование определенного вывода.
До сих пор, человечество не пришло к общему мнению, что важнее для познания разум или чувства. В связи с этим, люди решили, что два этих вида познания мира, имеют равнозначное значение и очень важны для все-целого понимания происходящего. Нужно использовать и чувства и разум, чтобы достичь максимального понимания.
Чувства помогают нам познавать этот мир, и без их наличия, мы не сможем осуществлять познание. Но стоит понимать, что пять чувств не могут передать весь спектр информационного потока. Поэтому разум помогает нам построить некую информационную цепочку и предположить что-либо на основе анализа полученной информации. Разум позволяет систематизировать и упорядочить ее.

Основные виды познания мира
На сегодняшний день, люди разделяют 7 основных видов познания:
- научное;
- философское;
- творческое;
- религиозное;
- повседневное;
- мифологическое;
- самопознание.
Давайте более детально рассмотрим каждый вид познания.
Познание научной формы
Научное познание – это рациональная форма познавательного процесса, которая основывается на логических умозаключениях. Наблюдение причинно-следственной связи. Научная форма познания начинается с того, что люди с ученой степенью, предполагают что-то, после чего эта информация подтверждается или опровергается на основании предварительного исследования. Рациональность научной формы познания основано на объективности и здравом смысле.
Познание с точки зрения философии
Философское познание мира сосредоточено в первую очередь, на поиск смыслы в жизни человека. Применяя различные критерии, такие как добро или зло. Философия – это наука, в которой постоянно пытаются найти ответы на главные вопросы нашей жизни. Например, кто такие люди и для чего они живут, с какой целью и как появился мир и подобные вопросы, на которые нельзя найти рационального или научного ответа.

Творчество как художественное познание
Художественная форма и познание в виде творчества позволяет отражать действительность через графические изображения или при помощи букв и символов. Такая форма познавательного процесса, ограничивается только воображением творца. Это продукт мыслительного процесса, который основывается на воображении творящего.
Религиозная форма познания
Религиозное познание – в первую очередь, побуждает человека, страшиться перед Господом Богом (создателем мира всего), и в то же время находиться в гармонии с Всевышним.
Религия направлена на обучение отношений между человеческими помыслами или деяниями и осуждающими законами Бога. Стоит предположить, что такого рода познание, имеет большие сходства с мифологической формой познавательности.
Все явления, которые до сих пор не имеют объяснений, считаются божьим помыслом, направленным на человека, с целью наказать или отблагодарить за преданность и веру.
Предлагаю вашему вниманию, прочесть пару статей: что такое вера? и что значит духовность?
Повседневное познание окружающего мира
Повседневная форма познания – это сбор и обработка информации, которую мы получаем, проживая каждый новый день. Часто люди называют это жизненным опытом. Когда после пережитых событий мы обдумываем произошедшие события.
Вследствие такой деятельности, мы начинаем понимать и различать вред и пользу происходящих событий в нашей повседневной обыденности. Накапливаемый опыт, должен быть направлен на улучшение показателей уровня жизни и все-целое облегчение существования на земле.
Такая форма познания считается рациональной, и доступна человеку с самого его рождения, до самого конца жизни. Все правильные решения и ошибки накапливаются на протяжении всего промежутка жизни каждого человека. По мере поступления такой информации мы приобретаем некий опыт, который в дальнейшем можем использовать на благо, или во вред человечества.
Мифология как форма познания

Мифологическое познание – это первобытное представление нашего мира, когда человечество только начинало постигать всю информацию, которая нас окружает. В те времена, если погибал человек при неизвестных обстоятельствах, то этому событию приписывали причастие неведомых существ.
По мнению наших предков, всеми процессами на земле управляли отдельные существа или боги. Все погодные явления или климатические изменения считались тогда проявлением божественной силы.
На сегодняшний день, еще существует данная форма познавательного мышления. Такой формой познания владею те люди, которые не вникают в научные исследования. Или те, чья психика нарушена, и они не желают нести ответственность за собственные деяния. Это могут быть: как душевно нездоровые люди, так и индивиды, которые притворяются таковыми, чтобы уйти от ответственности в совершенных преступлениях или ошибках.
Самопознание внутреннего и внешнего мира
Самопознание – это форма изучения внутреннего или внешнего состояния. Люди пытаются изучить свои мыслительные процессы, поступки, которые совершаются осознанно на основании этих мыслей, рефлексы и реакции организма на внешние раздражители. Познавая мир, таким образом, человек становиться самостоятельной личностью, что позволяет быть отличным от других индивидов живущих на планете.
Какие бывают методы познания
Методы познания – это своеобразный инструмент для изучения и опознавания окружающего мира. Это совокупность теоретических и практических методов, которые позволяют глубоко изучать принципы и механизмы мироздания.

Методы познания принято разделять на две разновидности: теоретические методы познания и эмпирические методы познания.
Что такое теоретическое познание
Этот метод познания основан, на способности человека проводить анализ и сравнивать, Установленную гипотезу подвергают исследованию, прибегая к существующим канонам и закономерностям. Сюда можно отнести ряд следующих способов достижения познавания, которые разделяют на следующие виды:
- анализ – воображаемое разделение целого объекта на составные части. Это делается, чтобы получить знание об этих частях, узнать их взаимосвязь и особые свойства;
- формализация – описание объектов при помощи всех возможных символов: цифрами, буквами, фигурами и др;
- синтез – данный метод заключается в том, чтобы объединить составные части в одно целое и дать общее название. Этот метод является противоположностью анализа. Например, определенный психотип человека состоит из различных форм индивидуальных особенностей характера и мышления;
- общение (коммуникация) – познание путем объединения по основным параметрам каждого объекта. Например, река, море, лужа – вода;
- дедукция – заключается в том, что мы делаем определенный вывод, основываясь на все возможные параметры и условия;
- моделирование – это наглядное созидание чего-то, что уже создано. Модели могут отличаться от оригинала своими размерами, формами и быть отображены в любой плоскости. Например, копия дома из дерева или его модель на компьютере;
- классификация – это способ объединения различных объектов по определенным критериям в отдельные категории;
- абстрагирование – заключается в изучении только одной составляющей одного объекта;
- конкретизация – сосредоточенность на основных составных частях одного целого объекта познания;
- идеализация – когда объекту познания присваивают несуществующие элементы, которые нужны для более обширного понимания;
- аналогия – выявление закономерностей и частей, которые можно привести как пример сходства;
Совокупность этих способов помогает нам изучать мир более обширно и понимать, как устроены определенные процессы.
Что значит эмпирическое познание
Эмпирическая форма познания предполагает изучение объектов при помощи определенных опытов. Давайте рассмотрим примеры эмпирического уровня познания. Здесь есть четыре основных способа, а именно:
- сравнение – выявление различий или сходства параметров, исходя из двух или нескольких объектов познания;
- наблюдение – приобретение знаний путем зрительного контакта;
- измерение – получение информации путем анализа и считывания данных об объекте;
- эксперимент – предполагает определенную совокупность действий для получения необходимых знаний. Для этого необходимо создать специальные условия.
Таким образом, мы познаем окружающий мир и способны подчинять себе силы природы. Путем познания, мы приобретаем опыт, который помогает нам выжить и развивать цивилизацию.

Выводы после сказанного
Теперь мы знаем, что такое познание. Прочитав эту информацию, вы использовали один из методов теоретического и практического познания. Итак, познание – это многогранная методика изучения всего, что нас окружает. Сюда относятся все процессы и явления, происходящие во внешнем мире, а также внутри нас.
Получение информации путем теоретического и эмпирического познания – это и есть основная задача данного учения. Сбор познавательной информации, которая в дальнейшем будет направлена на развитие и улучшение нашего мира, накапливается ежедневно. Пока существует человечество, будет и востребована форма научного познания окружающего мира.