
Для неофитов эта информация о седмице перед Пасхой будет, более чем кстати, а для тех, кто давно соблюдает Великий Пост и знает всю значимость страстной седьмицы, быть может, тоже будет пищей к размышлению о душе и о вечности.
Именно последняя неделя перед еврейской Пасхой, называемой на ашкеназском наречии Пейсах, была для Христа и для всего верующего народы судьбоносной – Сын Человеческий вступил в последнюю фазу своей миссии на земле. Это была неделя триумфального входа в Иерусалим, время предательства, время ареста и глумления толпы, время мученической смерти на Голгофе и погребения тела Спасителя.
Потому, каждый верующий должен не просто знать, а осознавать, что переживал его Спаситель каждый день этой страстной недели.
Понедельник 13.04.2020 г
В первый день страстной седьмицы во всех православных храмах, во время службы, обязательно осуществляется поминовение:
- Святого Иосифа, любимого сына патриарха Иакова, преданного и проданного братьями в египетское рабство. Образ ветхозаветного Иосифа, является прообразом Иисуса Христа, пострадавшего от предательства, но спасшего свой народ от голодной смерти ценою своих страданий.
- Кроме того в этот день вспоминают смоковницу, иссушенную словом Господа, который проклял ее за бесплодие. Смоковница здесь олицетворяет саддукеев и фарисеев, которые лицемерно разглагольствовали о Священном Писании, но не имели в себе святости и не узнали Сына Божьего, а предали его на казнь.
- В этот день начинали варить миро – особенную смесь растительных масел, благородных смол и душистых растений. Эту смесь церковнослужители используют для совершения обрядов крещения и других церковных таинств. Начинали его варить в понедельник утром, а заканчивали в среду к полудню. Возглавляет чин мироварения настоятель церкви.
Вторник 14.04.20 г
В этот день в церквях читают проповеди о служении Христа в Иерусалимском храме. Разбираются притчи:
- О десяти девах, 9 из которых, берегли свои светильники, ожидая прихода Жениха, а одна задремала, и, к приходу Жениха, ее светильник стал гаснуть. Это притча о том, что надо ждать второго пришествия Христа, не угашая светильника веры.
- Вспоминается и жена — грешница, омывшая ноги Христа своими слезами, отершая их волосами и умастившая драгоценной миррой. Эта притча говорит верующему народу, что тому, кто много любит, многое и прощается.
- В этот день Иуда окончательно принял решение предать Христа за 30 серебряников, сумма достаточная, чтобы приобрести участок земли в окрестностях Иерусалима, но ничтожная, если принять во внимание, за что ее выручил предатель.
Среда 15.04.20 г
В Великую Среду на вечерней службе в церкви принято исповедоваться, а священнослужителям принимать исповедь от прихожан. Среда — это день Таинства Исповеди.
Четверг 16.04.20 г
В народе этот день называют «Чистый Четверг». Понимают это, как необходимость все в доме перемыть и самим вымыться, не понимая глубокого смысла чистого четверга:
- В этот день, перед Тайной Вечерей, сам Господь омыл ноги своим ученикам, уча их кротости, смирению и служению ближнему своему. Именно потому в этот день принято омывать ноги братьям по вере, ибо это заповедь Христова – не превозноситься, а служить братьям по вере.
- На этой вечере Господь заповедал вкушать хлеб, как плоть Спасителя, и пить вино, как его кровь, как сказано в Евангелии – «сие творите в мое воспоминание, доколе Я приду». Потому в четверг в церквях верующие принимают причастие.
День Чистого Четверга – это день очищения души от груза грехов, а не помывка домов и тел.
Пятница 17.04.20 г
Начиная с вечерней службы четверга и весь пятничный день, который называется Страстная Пятница, читаются те места из святого Евангелия, где описывается предательство и арест Христа, причем, если Иуда просто продал его за 30 серебряников, то остальные ученики его просто в страхе разбежались, а апостол Петр трижды отрекся от него. Путь на Голгофу Христос проделал в одиночестве, сам неся свой крест, в прямом и переносном смысле.
Пятница – это день великой скорби. Нет Литургии в этот день. Только строгий пост и размышление о великой жертве, которую принес Богочеловек, для спасения душ человеческих.
В конце вечерней службы в православной церкви выносится Плащаница Христа, в которую обернули тело его, на кресте ломимое. И верующие целуют Плащаницу Христову, со слезами благодарности за спасение души своей.
Суббота 18.04. 20 г
Великая Суббота – день, когда вспоминается погребение тела Христова, его воскресение и сошествие во ад, для спасения душ, пребывающих в муках адских.
Уже на вечернем богослужении священники облачаются в белые праздничные одежды, святят куличи и «крашенки», принесенные прихожанами, чтобы утром, в Святое Воскресение разговеться освященной пищей.
Воскресение 19.04. 20 г
Пасхальная утреня начинается ровно в полночь, с субботы на воскресение, с пения на алтаре праздничной стихиры –
«Воскресение Твое, Христе́ Спа́се, Ангели поют на небесе́х, и нас на земли сподо́би чистым сердцем Тебе́ сла́вити».
А далее следует «Крестный Ход» вокруг храма – клир в белых одеяниях и прихожане с зажженными свечами под колокольный праздничный перезвон.
Обычно, праздничная Пасхальная Литургия продолжается до 6.00 и затем прихожане отправляются по домам праздновать день Великой Пасхи, или День Святого Воскресения Христова.
Для истинно, а не номинально верующих, в Страстную Седьмицу должно выполняться во все дни недели только одно правило – размышлять о подвиге Христовом, думать о своей душе, каяться в своих грехах, просить у Бога прощения, посещать богослужения. Все приготовления плотские – уборка дома, приготовление снеди не имеют никакого значения для нашей души. Это всего лишь дела житейские. Надо помнить слова Христа – «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».